В этом году традиционным новогодним подарком отечественной кинопромышленности жаждущему чудес зрителю станет "Черная молния" — первый российский фильм о супергерое. Особенность русского побратима Человека-паука и Бэтмена заключается в том, что делать добро он выходит, так сказать, с открытым забралом, то есть вообще без всякого забрала — эффектного сексапильного костюма или хотя бы минимальной, символической маски у бедного студента, каким является в миру супермен российского разлива, вообще нет. Стилеобразующую функцию костюма, по которому можно сразу опознать почерк неуловимого мстителя, а также практический смысл единственного супергаджета совмещает винтажный автомобиль ГАЗ-21, летающий по воздуху на идеологически выдержанном и политически грамотном нанотопливе.
"ЧМ" — продукт той же фабрики новогодних грез продюсера Тимура Бекмамбетова, которая скрасила несколько новогодних каникул последних лет такими волшебными сказками, как ночной и дневной "Дозоры", а также рискованной и неоднозначной попыткой получить жизнеспособное потомство от советской культовой классики — "Ирония судьбы. Продолжение". Автомобиль "Волга", который для героев Эльдара Рязанова был символом невероятной крутизны и высокого места в социальной иерархии, в "ЧМ" несет несколько иную окраску. Теперь он, скорее, обозначает особый жизненный путь, нонконформизм и аутсайдерство по сравнению с пошлым статусным "Мерседесом", который в какой-то момент противопоставляется трогательно несовременному изделию Горьковского автозавода как инструмент хищнического и эгоистического отношения к миру.
Симпатии авторов фильма, безусловно, на стороне "Волги", однако сам их метод, способ сборки фильма стопроцентно "мерседесовский" — в смысле импортный, голливудский. Это не в лучшую сторону отличает "ЧМ" от "Дозоров", соответствовавших Голливуду по качеству спецэффектов, но явно отмеченных национальным своеобразием мировоззрения, и даже от продолжения "Иронии судьбы", пусть и не слишком удачного, но в своей бестолковости какого-то родного. "Черная молния", сделанная в сотрудничестве со студией Universal,— идеально гладкое клише, калька с иностранных образцов, не допускающая почти никаких отклонений в сторону русского национального бардака и пофигизма, с которыми можно не то чтобы бороться, но хотя бы иногда мириться только благодаря юмористическому к ним отношению. А нехватка юмора огорчает в "ЧМ" гораздо больше, чем сам по себе нормальный факт подражания американским блокбастерам, под которые подогнаны и все мотивации персонажей, и романтическая коллизия — соперничество из-за блондинки в розовом (Екатерина Вилкова) между обеспеченным студентом МГУ (Иван Жидков) и главным героем (Григорий Добрыгин), выросшим в семье трамвайного вагоновожатого (Сергей Гармаш).
Трамвай, как и "Волга" с "Мерседесом", метафорически обозначает один из способов продвижения по жизненному пути — его последовательно практикует негибкий и несгибаемый папа героя, который дарит сыну на день рождения отрытую в заброшенной секретной лаборатории "Волгу", не подозревая о ее волшебной наноначинке. Вскоре папа погибает от руки уличного грабителя, которому он помешал, и чувство вины после отцовской гибели заставляет обладателя летающей "Волги" пересмотреть свое жизненное кредо, которое было несколько испорчено меркантильностью под влиянием главного злодея — олигарха Купцова (Виктор Вержбицкий). Он хочет разрушить геологический фундамент Москвы, чтобы поискать под ним алмазы, и для этого ему нужен нанокатализатор, который он старается выдрать с мясом из нутра летающей "Волги", куда его запихали еще в советское время сотрудники секретного проекта (Валерий Золотухин, Екатерина Васильева и Юозас Будрайтис). Теперь доверчивых научных сотрудников алчный негодяй ставит себе на службу, в результате чего и появляется вражеский летающий "Мерседес", с которым черная "Волга" гоняется над ночной новогодней Москвой. К сожалению, трюков такой изобретательности, как, например, гонки по фасаду гостиницы "Космос" в "Дневном дозоре", в "ЧМ" нет — ну максимум "Мерседес" разбивает окно главного корпуса МГУ, чтобы похитить любимую девушку героя. В остальном же машинки летают крайне аккуратно, и хотя в кадр как бы невзначай пару раз попадает крупный план красной кремлевской звезды, авторы удерживаются от соблазна столкнуть ее в московском небе со звездой советского автопрома 1970-х.
Источник: http://www.kommersant.ru/ |