«Черная молния»: Пролетая над кризисом В США эпоха Великой депрессии породила великий утешительный кинематограф. Им были востребованы все жанры, способные отвлечь граждан от экономических проблем. Нынешнему кризису эти наработки пришлись очень кстати. Ими, кажется, и воспользовались создатели нового отечественного фильма «Черная молния». Впрочем, результат утешает слабо – зато вызывает массу вопросов.
На первый взгляд, сюжет «Черной молнии», которую снял режиссер Александр Войтинский, а спродюсировали Тимур Бекмамбетов и компания Universal, американские стандарты воспроизводит точно. Разве что делает некоторую уступку социальной проблематике. Главный герой картины – простой московский парень Дима (Григорий Добрыгин). Он учится на бюджетном отделении некоего вуза и не располагает даже минимальным капиталом, чтобы пригласить в ресторан приглянувшуюся девушку. Димина жизнь меняется, после того как отец – скромный водитель трамвая (Сергей Гармаш) – дарит ему ГАЗ-2101, а в вуз приезжает преуспевающий бизнесмен Купцов (заслуженный Завулон всея Руси Виктор Вержбицкий), чтобы прочитать студентам лекцию на тему «Помоги себе сам». Дима начинает зарабатывать на жизнь доставкой цветов и обнаруживает, что в незапамятные советские времена какие-то умельцы присобачили к его «Волге» «нанокатализатор», благодаря чему она умеет летать.
Зарплата благодаря наночастицам растет как на дрожжах. Эгоизм тоже. Папа-пролетарий обзывает сына «бизнесменом» и личным примером убеждает в превосходстве альтруизма – защищая сына, гибнет от руки уличного грабителя. Чувство вины возвращает студента на путь истинный – параллельно с цветочным бизнесом он принимается бескорыстно помогать людям и быстро становится для Москвы тем же, чем Спайдермен для Нью-Йорка, а Бэтмен для Готем-сити. Чуть где старушка поскользнулась, Дима на своей «Черной молнии» тут как тут.
Вершиной карьеры супермена-тимуровца становится сражение всё с тем же Купцовым, который хочет завладеть нанокатализатором, чтобы оснастить им чудовищных размеров буровую установку, разнести пол-Москвы и добыть из-под нее то ли алмазы, то ли какие другие ископаемые, имеющие высокую рыночную стоимость. Москву честный юноша спасает, взамен получает девушку-красавицу и рассказ о подвигах в эфире Первого канала (не Второго, заметьте, не НТВ – продюсер Бекмамбетов верен однажды избранным приоритетам).
Очевидная условность сюжета не смущает ни зрителей, ни авторов. Те и другие понимают, что главная задача сюжетных перипетий – оправдывать демонстрацию технических возможностей единственной в мире «Волги» с наномотором. И правда – помогая хорошим людям и наказывая плохих, «Волга» и ее водитель выделывают такие сногсшибательные фокусы, что любо-дорого посмотреть. Собственно, для зрительского счастья этого достаточно, тем более «Черная молния» тут не первая. «Супермен» вниманием к деталям и достоверностью тоже не блистал.
В одном из эпизодов "Черной молнии" появляется победитель "Евровидения-2009" Александр Рыбак
Однако отечественный блокбастер, даже если он снят на американские деньги, не может ограничиться одними только спецэффектами и не нагрузить их какой-нибудь сверхидеей. В «Черной молнии» такой идеей становится реабилитация советских ценностей. Но не абы как, а так, чтобы советские ценности невозможно было отличить от некоторых современных российских. Показательна фраза папы-вагоновожатого, который дарит сыну «Волгу» со словами: «У Путина – такая же». Правда, потом гимн отечественному автопрому приобретает совсем уж фантастические формы – «Волга» не только демонстрирует высокие летные качества, но и успешно конкурирует с «Мерседесами». Причем не только в воздухе, но и на земле, что совсем невероятно. Для невнимательных фирменную звездочку на капоте «мерса» показывают крупно.
Кроме автопрома реабилитации подвергается и военно-промышленный комплекс, который представлен в фильме изобретателями нанокатализатора (Екатерина Васильева, Валерий Золотухин и Юозас Будрайтис). Несмотря на свою милитаристскую специальность, эти люди милы и интеллигентны. И готовы помогать главному герою. А на тот случай, если кто-то из зрителей не проникся обаянием харизматичных представителей старшего актерского поколения, авторы требуют хотя бы пожалеть их героев и приговаривают оных к страшной казни. Злодей Купцов в отчаянных потугах раздобыть нанокатализатор берет наивных ученых на работу, а потом пытается умертвить, приковав к погружающемуся в толщу земли буру, запрятанному внутрь принадлежащего олигарху небоскреба «Алмазная башня».
Правда, с небоскребом возникают некоторые сложности, разрушающие ясную концепцию, которой поначалу отличается «Черная молния». Почему злодей является обладателем такого знакового для нас объекта, как многоэтажная башня? Что она может символизировать? Неужели «Охта-центр»? Или вот еще ребус. Почему дорогой сердцу каждого советского человека этический кодекс тимуровского движения авторы вкладывают в уста случайного забулдыги в исполнении Михаила Ефремова? И разве неспроста этот забулдыга бросает пить и увлекается спортом под впечатлением от летающей «Волги», чье появление на небосводе он принял за симптом белой горячки? Это на что намек? На борьбу за здоровую нацию? И наконец, почему финальный бой главного героя с главным злодеем происходит не где-нибудь, а над Красной площадью, а летучие авто едва не сшибают рубиновые кремлевские звезды?
Можно бы предположить, что таким замысловатым образом авторы картины отдают дань интеллигентской привычке прятать в кармане кукиш. Но как-то не верится. Снимать многомиллионный блокбастер ради пары кукишей, это всё равно что заколачивать нанокатализатором гвозди.
Источник: http://www.fontanka.ru/ |