Сергей Гармаш - актер, который каждый Новый год преподносит
зрителям новую роль. В прошлом году это была роль в фильме "Стиляги", в
этом - в "Черной молнии".
Российская газета: Сергей Леонидович, вам интересно было
играть в фильме "Черная молния"? Ведь, по сути, вы сыграли в "Стилягах"
такого же персонажа - отца главного героя.
Сергей Гармаш: Нет, "Стиляги" - это совершенно другой жанр. И
время действия там другое. К сожалению или к счастью, я дожил до такого
возраста, когда уже играю отцов. Я считаю свою роль в "Черной молнии"
эпизодической, но самое важное в ней то, что она "работает" на главного
героя. У меня не было ощущения, что это перекликается со "Стилягами".
Если вам так кажется, значит, я плохо сыграл.
РГ: Просто роли однотипны. Что касается истории персонажа - в
"Черной молнии" не рассказывается, где именно и как папа приобрел для
сына черную "Волгу" - "ВАЗ 21". А вы сами для себя знаете, как она к
нему попала? Может быть, была какая-то закадровая история?
Гармаш: Неужели вы этого не поняли? Два обыкновенных работяги
нашли эту машину и решают ее "пихнуть". Отец ее покупает. Это просто
случай. Он остается за кадром, но это такая вещь, которая додумывается
легко. Понятно, что они вскрывают какую-то лабораторию, достают оттуда
машину, не зная, чья она, и продают налево.
РГ: Папа - весь такой правильный, а покупает машину неизвестно у кого. А вдруг она действительно ворованная?
Гармаш: У вас подход к кино... чуть-чуть консервативный. Вот
представьте, что вы смотрите какую-то американскую картину... Герой
падает в воду, а через три минуты выходит сухой. Вас это абсолютно не
интересует, потому что сюжет так сделан, и картина настолько динамична,
что вы следите за другим. Так и здесь. Это не тот момент, на котором
нужно фокусировать внимание.
РГ: В фильме есть эпизод, когда парень говорит: "Папа, ты,
как трамвай". И отец - по сюжету водитель трамвая - на это обижается.
Что парень, на ваш взгляд, имеет в виду? Мол, ты по жизни идешь и
ничего вокруг себя не видишь?
Гармаш: Нет. Я думаю, что он здесь вкладывает более
конкретную вещь: то, что отец выскочил, стал помогать какой-то девушке,
напал на хулигана... А его это заставило нервничать. Глубина отношения
к отцу у сына появляется лишь после того, как тот погибает.
РГ: Вы за год снимаетесь в семи-восьми фильмах.
Гармаш: Такого нет. Может быть, за один какой-то год. В
фильмо-графиях существует путаница. Картина снималась, допустим, в 2000
году, а вышла в 2002-м. Просто год выпуска совпадает, и такое ощущение,
что я именно в этот год снимался в семи картинах.
РГ: Но вы действительно много работаете?
Гармаш: В прошедшем году я снялся у Алексея Учителя, в
фильмах Бекмамбетова "Черная молния" и "Счастье", а также в небольшой
роли у Сергея Бодрова-старшего.
РГ: Вы снимаетесь в основном у именитых режиссеров. И у тех,
кого вы назвали, и у Тодоровского, Лунгина, Михалкова. Но со стороны
создается впечатление, что вы - достаточно самостоятельный актер,
который много чего своего привносит в роль. Это так?
Гармаш: Это - часть профессии. Актер обязан привносить свое в роль.
РГ: Но говорят, что актер должен быть пустым, а режиссер его наполняет смыслами.
Гармаш: Это такие расхожие фразы о том, что актер -
пластилин, актер - глина. Да, безусловно, ты должен быть чистым листом.
Но во всем же существует некая загадка. Если у тебя возникает какая-то
инициатива или импровизация, безусловно, делишься ею с режиссером.
Скажем, на картине "12" Михалков сказал нам в самый первый день: "Я
принимаю все. Но вопрос в том, что я оставляю". И поэтому дискуссии по
поводу наших придумок были бесконечны. Мы иногда репетировали до двух
часов ночи. Осветители уже спали, а мы все еще находились в павильоне.
Вообще артисты, конечно, очень любят предлагать. Это иногда бывает
минусом. И спасибо тем режиссерам, которые могут дать этим артистам, и
мне в том числе, по рукам и вовремя остановить. Но обратная связь,
безусловно, у нас существует.
РГ: В фильме "12" из того, что мы увидели в окончательном
варианте, что было вашими придумками, что вам как актеру особенно
дорого?
Гармаш: В картине "12" у меня была очень хорошо выписана роль. Может быть, что-то там я и придумал. Мы все друг для друга придумывали.
РГ: Как вы совмещаете театр и кино? Прежде всего - по времени?
Гармаш: По времени, все достаточно просто. Существует
театральный график, который ты отдаешь в кино, и там под него
подстраиваются. Что касается совмещения, то для меня такого понятия не
существует. Кино и театр - это невероятно разные вещи. В них существуют
какие-то общие моменты, такие, как грим, переодевание, заучивание
текста... По всему остальному - по процессу, по внутреннему импульсу -
все разное. Это такое двоеборье. Мне нравится говорить так: чего я не
нахожу в театре, нахожу в кино. И наоборот. А люблю одинаково и то и
другое.
РГ: Фильмы все же рассчитаны на более широкую аудиторию. Не
каждый человек может прийти в театр "Современник" и посмотреть, какой
там Гармаш. Чем отличается, на ваш взгляд, артист Гармаш в
"Современнике" от Гармаша в кино?
Гармаш: Вопрос не ко мне. Я не могу оценивать себя. Это должны делать вы или зрители.
РГ: Какие у вас любимые фильмы?
Гармаш: Мое любимое кино, по большому счету, советское. То,
на котором я вырос. Это и "Служили два товарища", и "Сорок первый", и
"Баллада о солдате", и "Семнадцать мгновений весны", если хотите. Это,
безусловно, Тарковский. Один раз в год я смотрю "Зеркало". "Зеркало"
Тарковского - это учебник. Очень многие кинематографисты часто
пересматривают его. Потому что, глядя этот фильм Тарковского хоть
десятый, хоть пятнадцатый раз, вы можете обязательно найти то, чего не
увидели.
РГ: Говорят, что "Черная молния" берет все лучшее из
советского кинематографа и переносит на современную почву. На ваш
взгляд, это удалось?
Гармаш: Думаю, что удалось. Нужно радовать зрителя. Как ни
крути, но 90 процентов зрителей, которые ходят сегодня в кинотеатры,
это молодые люди в возрасте от 13 до 25 лет. И фильм очень правильно
сориентирован на этот возраст. А что касается традиций, не нужно
говорить "советские фильмы". Говорите: "лучшие традиции нашего кино".
Источник: http://www.rg.ru/ |